Фильм Леонида Парфенова к 100-летию ГМИИ им.А.С.Пушкина (1 серия)

«Мировоззрение такое – на мир зрение – было ИМ нам дано!»

«От природы у русских на красоту взгляд европейский. Иван Цветаев, поповский сын из деревни во Владимирской губернии, основал нынешний Музей изобразительных искусств, сетуя: «Несчастная мы страна! У нас своей античности нет!» Чтобы следующие «иваны» из деревень знали, что мы тоже из европейского культурного корня, Цветаев собрал богатейшую коллекцию слепков от Древних Афин до флорентийского Возрождения. А купеческие сыновья Иван Морозов и Сергей Щукин оказались первыми ценителями авангарда – от них у нас роскошные собрания Гогена, Матисса, Сезанна, Пикассо. О них, об этой традиции и о том, как она выживала во времена гонений – наш фильм». (Л.Парфенов).

Памятные исторические сцены воссозданы на экране благодаря именитым актерам, а мировые шедевры в буквальном смысле слова оживают в попытке передать зрителю то впечатление, которое они производили на своих самых первых покупателей – русских меценатов, сумевших увидеть в низ сто лет назад то, что мало кто видел.

Фильм, как всегда у Парфенова, погружает зрителя в описываемое время и события, максимально и ярко детализирован. Используется компьютерная технология «оживления» известных картин и совмещения изображений, созданных художниками, с реальной натурой, вдохновившей их на работу. Известные почти каждому вещи в фильме подаются так, будто узнаешь об этом впервые. Одновременно в фильме используется огромное количество материалов, о которых мало кому было известно или во всяком случае хорошо забыто.

И, конечно, большое внимание уделено людям, познакомившим Россию с современным искусством. От поповского сына и профессора Московского университета Ивана Цветаева, мечтавшего о создании музея в качестве «учебного пособия» для изучающих классическое искусство до выходцев из старообрядческих купеческих семейств Ивана Морозова и Сергея Щукина, создавших из ничего уникальные и богатейшие собрания «нового искусства». От фабриканта Юрия Нечаева-Мальцова, финансировавшего строительство и самую первую экспозицию музея, до гениального русского инженера Владимира Шухова, создавшего революционный по тем временам стеклянный купол 2-го этажа музея. От Анри Матисса, Пабло Пикассо и Марка Шагала, чье творчество было связано с Россией и зародило интерес к современному искусству в этой стране, до самых первых посетителей Пушкинского музея – императора Николая II с царским семейством и истопника директора музея.

В фильме снялось немало очень известных и популярных в стране актеров. Скажем, Олег Табаков создал образ Ивана Цветаева, а Евгений Миронов – Николая II. Удивительно, что в роли Пабло Пикассо блистательно выступил… Владимир Познер.

Съемки фильма проходили в Москве, Париже (у бывших плавучих прачечных на Монмартре, где на рубеже 19-20 веков обитала нищая богема, на Rue Lafitte, где торговал картинами Амбруаз Валлар – в этой лавке устраивались самые первые персональные выставки-продажи Ван Гога, Гогена, Сезана, Матисса, Пикассо), в деревне Полибино (усадьба Нечаева-Мальцова), в селе Дроздово близ Шуи (где учился на медные гроши попович Цветаев), в Твери (Морозовские казармы), во французском Валлорисе (которому Пикассо подарил своего «мальчика с ягненком») и во множестве других мест.

Производство: Студия «Намедни» , 2012
При участии Фонда Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Дмитрия РыболовлеваВ фильме снимались: Олег Табаков, Владимир Этуш, Игорь Кваша, Владимир Познер, Петр Налич, Владимир Зайцев, Сергей Васильев, Евгений Миронов, Михаил Ефремов и др.

источник

Оставьте комментарий